Развивающиеся рынки не перестают бороться с проблемами
Проблемы формирующихся рынков влекут за собой серьезные последствия, следить за которыми нужно очень внимательно. За последнюю пятилетку эти рынки подтвердили все самые пессимистичные опасения, вызвав глобальную цепную реакцию. И вот уже президент Бразилии как может старается убедить инвесторов в том, что падение аргентинской валюты никак не зацепит бразильский реал, и что все контракты будут выполнены, а иностранные фонды не пострадают.
МВФ следит за событиями. Дилма Русефф утверждает, что на сегодня стабильность валюты является для Бразилии главной ценностью, ведь реал за минувший год и так сильно ослаб по отношению к доллару. В то же время за всем, что происходит в мире, тщательно следит МВФ – и его представители утверждают, что во многих происходящих тенденциях повинно сужение программы американской ФРС по количественному смягчению. Оно просто переплелось с медленным структурным кризисом в ряде развивающихся государств, которые выбрали для себя стратегию «догоняющего развития» — и теперь те, кто все еще сопротивляется рыночным реформам, непременно столкнутся с неприятностями. Внутреннее исследование, проведенное МВФ, приводит к выводу, что вследствие политики ФРС за время действия программы смягчения в развивающиеся страны было «влито» 470 триллионов долларов, которые при иных обстоятельствах вряд ли туда бы поступили. Теперь же, говорят чиновники из фонда, внезапный поворот со сворачиванием программы повлек за собой риски, которые будет трудно контролировать. Некоторые аналитики говорят, что последние турбулентности были прекрасным «мини-штормом» и призывают производителей сырья к тому, чтобы стиснув зубы внедрять глубокие реформы, а не полагаться на возрождение умирающих товарных циклов, которые ранее вполне могли их спасти.
Массовое обесценивание валют. Впрочем, перед развивающимися рынками есть еще одна ничуть не менее важная проблема – большой дефицит торгового баланса и высокий уровень краткосрочного внешнего долга. Заботясь о своем дефиците текущего счета, Турция начала девальвировать свою лиру, ей внимание инвесторов особенно дорого на фоне утраты доверия в политическую стабильность. Здесь вроде и средний класс уже не так сильно бунтует, однако спокойствия пока нет. Впрочем, заместитель турецкого премьера также не преминул в падении лиры упрекнуть процесс пересмотра процентных ставок. Хотя он и отрицает факт оттока хоть какого-то капитала. И все же страна близка к серьезному кризису, ее валютных резервов в 33 миллиарда едва хватило на покрытие 6 недель импорта. Продолжает падать и африканская валюта, за минувший год рэнд потерял почти 30% своего «веса». В отношении определенных контролируемых сделок пришлось девальвировать Венесуэле, чьи запасы снижаются уже до 10-летнего минимума. Однако среди всех этих неприятностей наиболее серьезным признано падение аргентинского песо, когда Центральный банк этой страны просто отказался поддерживать свою валюту. Это падение – решительное и быстрое, похоже на то, которое уже было в 2002 году.
Развивающиеся рынки нуждаются в реформах. В целом аналитики все согласны с тем, что сужение программы ФРС оказалось той соломинкой, почти ничего не значащим фактом, которому удалось сломать направление движения экономик БРИКС и «досрочно завершить» последний цикл развивающихся рынков. Они извлекали выгоду из кредитного бума, товаров супер-цикла, двузначных темпов роста и гипер-глобализации, однако все эти эффекты теперь теряют свою силу. Развивающиеся рынки утратили свою силу, их производительность резко упала, и они столкнулись с серьезнейшими структурными проблемами. Без проведения основных микроэкономических реформ, которые в 2000-х помогли вырваться вперед странам БРИКС, теперь не обойтись. В то же время инвесторы говорят, что сейчас самое лучшее время для начала покупки активов на развивающихся рынках — пока они дешевы.