Португалия упорно движется по пути изнурительного восстановления – если ее дебют в виде продажи облигаций на 750 миллионов евро пройдет успешно, можно рассчитывать, что программа спасения будет завершена в течении месяца. А еще это будет означать, что к июню на счету ЕС будут уже три таких программы. Спасенными стали Ирландия, Испания и – все надеются – Португалия. А вот с Грецией и Кипром как-то не сложилось.
Вслед за Испанией и Ирландией.
Торги эти для Португалии станут первыми за последние три года, хотя синдицированные продажи банкам были начаты еще в минувшем году с доходностью в 3,575%. Доход от облигаций будет выплачиваться фиксированной суммой, которая, впрочем, будет зависеть от уровня процента возврата.
Еще два года назад португальские облигации стоили настолько недорого, что их с трудом продавали даже с доходностью 18%. Для самой страны такие показатели губительны, ведь это автоматически увеличивает ее долги в разы. Пока же Португалия надеется, что повторит судьбу экономики Ирландии, завершившей программу по восстановлению еще в декабре.
Немного иным является «спасение» Испании, ведь в нем участвует только ЕЦБ и в теории оно обошло государственную казну, все деньги направлялись исключительно на сохранение готовой рухнуть банковской системы. При этом из открытой кредитной линии в 100 миллиардов, Испания израсходовала менее половины, а процесс восстановления завершила в январе.
Греция тоже пытается вернутся на рынок облигаций. А вот Греция и Кипр продолжают ходить по кругу. Хотя определенный прогресс все же имеется – Афинам в этом месяце удалось пристроить своих 5-летних облигаций на 3 миллиарда евро. Ставка, правда, получилась немаленькой – почти 5%, однако в итоге пока не придет время платить по долгам, у страны даже образуется профицит бюджета. Вполне возможно, что в итоге Греции больше даже не придется обращаться за дополнительными вливаниями к «тройке», чтобы поощрять рынки.
Не восстановлением единым…Происходящее в регионе – самогенерирующий импульс. И если операции по спасению экономики все же проходят так чисто, это значит, что ситуация в регионе – не безвыходная. Впрочем, нередки и опасения, что причины, по которым рынки снова открывают для себя инвестиции в «периферийные» европейские государства, имеют мало общего с настоящим восстановлением экономики и много – с глобальным движением средств.
С тех пор, как ФРС начала сужение поддержки своей экономики, развивающиеся рынки стали слишком рискованными для инвестиций, а потому деньги понемногу начали возвращаться в Европу и США. В качестве без сомнения интересных вариантов как раз и стали рассматриваться периферийные европейские страны – единая валюта укрепилась, а доходность по облигациям этих государств, напротив, растет. А тут еще и угроза стабильной дефляции, которая инвесторам только на руку.
Выгодно не всем. Впрочем, дефляция может иметь двоякие последствия. Ведь если она обретет четкие очертания во всем регионе, это может подвигнуть сомневающийся ЕЦБ к включению печатного станка и старту все той же программы количественного смягчения. Тем паче, что имеется целых два примера успешности таких программ – у ФРС и Банка Англии. А вот для инвесторов это уже будет не так выгодно.
Если говорить о выгоде, нельзя не вспомнить о реальных секторах периферийных экономик. Ведь какими бы ни были успехи стран на рынке облигаций, в этих самых секторах может ничего не изменится. В той же Греции наряду с первыми успехами на долговом рынке тут же была начата очередная забастовка.