Процессы разделений продолжаются – полностью законные и согласованные и те, которые одна из сторон отказывается признавать, они тем не менее не останавливаются и влекут за собой самые разные последствия. И по всему выходит, что даже для Шотландии, законный и согласованный референдум о независимости которой пройдет в сентябре, самостоятельность отразится в первую очередь на финансовой сфере. И отразится негативно. Так, еще до сих пор аналитики спорят о том, какая у независимой Шотландии будет валюта, а тут уже встала новая проблема – Deutsche банк предупреждает, что если народ страны выскажется «за» отделение, то риски бегства капитала возрастут в разы.
Банк уже приступил к разработке возможных сценариев, некоторые из которых можно сопоставить с ситуацией в отдельных Восточно-европейских странах, сложившейся после развала Советского союза. И если независимая Шотландия не сможет договориться с Объединенным Королевством о том, чтобы совместно пользоваться британским фунтом, капитал из страны потечет широкой рекой. Об этом предупреждает и Инвестиционный банк.
Все поделить… Все понимают, что если на референдуме народ Шотландии скажет громкое «да», стране предстоит множество переговоров, которые придется провести в самое кроткое время. Наиболее важными из них являются выбор валютного режима (Британия не очень охотно рассматривает перспективы поделиться фунтом), распределение нефтяных доходов (которые благополучно пополняли общий бюджет Объединенного Королевства) и распределение общественного долга. В целом беспокойство Deutsche Bank о будущем Шотландии отразилось на 16-страничном анализе финансовых последствий того, что страна перестанет быть частью Великобритании.
Бегство капиталов. Отдельную тревогу у германского кредитора вызывает схожесть с уже упомянутыми сценариями, разыгрывавшимися в отдельных восточно-европейских странах после того, как в 90-х рухнула советская сфера влияния. Примерно так же деньги будут вытекать из Шотландии, а Эдинбург будет лихорадочно искать способы убедить Вестминстер, чтобы последний позволил шотландцам пользоваться стерлингом и дальше. Если Шотландия попробует обзавестись собственной, отдельной от Великобритании валютой, бегство инвесторов неизбежно. Более того, средства управления капиталом в настолько мало открытой, зато настолько сильно зависимой от международных финансов экономике как шотландская, просто не будут работать.
К чему приведет независимость Шотландии. Между тем, достижение согласия по поводу возможности независимой Шотландией продолжить пользоваться фунтом, очень маловероятно. Осборн однозначно заявил, что возможность хождения общей валюты Великобритании как национальной валюты независимой Шотландии исключена. Перед Шотландией встает огромная проблема – британский фунт для нее недоступен, в еврозону ее принимать не торопятся (на это уже намекали европейские политики), а собственная валюта станет просто губительной для большинства жителей страны.
Кроме прочего это будет означать и более высокие расходы по займам, чем Шотландия несет сейчас, пользуясь стерлингами. Deutsche Bank также не преминул вспомнить, что на долю суверенной Шотландии останутся и государственные долги – до 145 стерлингов. Впрочем, банк настаивает на том, что даже если шотландцы и решатся проголосовать за независимость от Британии, последней не стоит категорически топить свою бывшую составляющую, ведь экономические связи с ней какое-то время останутся еще достаточно тесными.