Монетарная политика государств: когда единства нет, и не предвидится
Центральные банки в развитых странах никак не научатся работать в команде. Да, когда разразился кризис, многих из них свою монетарную политику ослабили. Но слаженности надолго не хватило. Не прошло и двух дней после официального объявления ФРС о полном закрытии программы «оптовой» закупки активов, Банк Японии объявил о том, что такую же программу расширяет. Такое расхождение как минимум в среднесрочной перспективе будет иметь достаточно сильный эффект, «зацепив» в том числе и валютные рынки.
Монетарная политика Японии
Сам Банк Японии считает, что в своих действиях прав – и в рамках количественного смягчения стал скупать ценных бумаг еще на 10 триллионов иен в год больше. Целью таких действий остается предотвращение дефляции, которая является проблемой для Японии последние 10 лет. Новости, конечно, подстегнули Токийский фондовый рынок, однако больше всего они повлияют на обменный курс. Иена только в день объявления об увеличении объемов закупок подешевела на 2%.
Ужесточение Штатов
Доллар все больше набирает силу, хотя все обещали ему спад и обесценивание. Во многом это происходит благодаря относительно сильному американскому восстановлению, которое казалось тем сильнее, чем больше погружались в рецессию остальные развитые государства. Это позволило сформироваться уверенности, что именно ФРС может себе позволить первой повышать процентные ставки – раньше, чем это сделают прочие центральные банки.
Впрочем, последнее заявление ФРС все-таки сочли жестким. Инвесторы, любящие играть в «carry trade», и зарабатывающие на спекуляции валют, уже обдумывают как нажиться на огромным разрыве между стоимостью казначейских облигаций Германии или Японии. Впрочем, кое-что уже стало очевидным – высокие краткосрочные процентные ставки станут стимулом для покупки доллара.
Кому выгодно?
Для Японии слабая иена будет только на руку. Она толкнет вверх инфляцию, увеличит стоимость импорта, повысит перспективы японских экспортеров, сделав их продукцию более конкурентоспособной. Да, курсы валют – игра с нулевой суммой в итоге, но это касается и внешних рынков. То, что в результате обесценивания иены японские экспортеры смогут получить долю на чужом рынке будет означать, что они кого-то с этого рынка потеснят. А значит, можно снова начинать говорить об экспорте дефляции в другие страны.
Ну вот, к примеру – за последний год китайский юань по отношению к японской иене подорожал на 15%. Китайским производителям для сохранения конкурентоспособности пришлось снижать цены. Процесс принял затяжную форму и уже оказывает понижательное давление на американскую инфляцию.
Если на монетарную политику Японии отреагируют и другие центральные банки, и ослабят собственную, экономический эффект будет положительным. Но пока ни на что подобное рассчитывать не приходится – ФРС и Банк Англии свои программы сворачивают, получив от них все, что можно было, а ЕЦБ начинать полномасштабное смягчение не хочет.
Золото как аргумент
Новый тренд – в разбирательства валют теперь, похоже, втянуто и золото. Оно не только не начало обесцениваться, как того ожидали многие, но и напротив, начало активно расти в цене. Когда количественное смягчение только начиналось, инвесторы начали массовое бегство в золото во всех его видах, опасаясь гиперинфляции. Как оказалось, мера была более чем преждевременной, а золотые инвестиции не принесли тех прибылей, которые ожидались. Впрочем, драгметалл является основным конкурентом доллара в отношении формы резервов – доллар все больше утрачивает свои позиции. Хотя эксперты говорят что это «сезонное» и укрепления доллара ждать уже недолго.