Количественное смягчение в Японии: когда долги нельзя просто списать
Если бы даже рынки страдали от абстиненции, после того как ФРС окончательно закрыла свою программу количественного смягчения, долго ждать прекращения этого состояния им бы не пришлось. Банк Японии объявил об увеличении объемов денежных вливаний с 60 триллионов иен до 80. Даже если посчитать по курсу 110 иен за доллар, все равно получиться, что главный банк Страны восходящего солнца собирается в год раздувать денежную массу более чем на 700 миллиардов долларов. Цель – увеличение инфляции.
Количественное смягчение набирает обороты
Решение совета управляющих центрального банка стало для всех неожиданностью, и толкнуло японский рынок вверх, достаточно резко – индекс Nikkei тут же скакнул на 225 пунктов. Аналогично отреагировали и европейские рынки. Впрочем, наиболее интересным был ответ валютных рынков, где иена тут же подешевела по отношению к доллару на 2%, что при нормальных обстоятельствах является достаточно серьезной девальвацией.
И вот здесь оказывается, что на самом деле в проводимой Банком Японии политике не все так безоблачно. На сегодня в странах с развитой экономикой наблюдаются серьезные расхождения в плане проводимой ими денежно политики. И это создает намного больше возможностей для валютной волатильности чем в те годы, когда практически все банки пользовались почти одинаковыми инструментами и практически одновременно.
И снова – о валютных войнах
Разговоры о том, что государства все больше стараются решить свои экономические проблемы за счет национальных валют, начались несколько лет назад. Тогда эти разговоры касались больше развитых рынков, за счет которых и происходила девальвация. В какой-то степени это было неизбежно – с течением времени, если развивающиеся рынки растут быстрее, чем рынки развитые, их валюта должна быть оценена по достоинству. Однако это в теории – на практике валютная конкуренция является куда более замысловатым делом.
На самом деле единственным вариантом, который принесет ожидаемые Японией результаты, действительно может стать поднятие цен на импорт. Японским же экспортерам это поможет конкурировать на рынке как внутреннем, так и внешнем. Правда, у таких действий всегда имеются побочные эффекты – например, дефляцию можно тоже экспортировать. И эксперты уже начали поговаривать о том, что именно из-за действий японского банка начало дешеветь золото.
Когда других вариантов нет
Штаты, конечно, угрозу выдержат, но что делать Европе, которой приходится конкурировать с Японией на азиатских рынках? Как реагировать Китаю, имеющему неофициальные ориентиры на соотношение его валюты к доллару? Слишком многое зависит от курсов. Сейчас Capital Economics прогнозирует, что максимум, до которого обесценится иена, это 120 иен за доллар. Но что будет, если она подешевеет до 140 или 150?
Интересно, что для экономики Японии количественное смягчение будет происходит немного не так, как для остальных государств, так как львиная доля ее долгов не выходила за пределы страны. Казалось бы, о чем тогда вообще беспокоится – если одна составляющая власти должна денег другой составляющей, и все это гарантировано облигациями? Ведь можно просто аннулировать долг и вся проблема будет решена. Однако такое просто решение автоматически означает дефляцию – что для японской экономики будет означать окончательный приговор.
One Comment