И снова – европейский банковский союз. Германия против?
Европа снова обеспокоилась банковским союзом. Нет, тема эта окончательно не закрывалась и ранее, но, очевидно, сдвигов не было никаких – потому их и не обсуждали. Меж тем год близится к концу, а много очень важных решений, которые должны были быть уже принятыми, остаются поводом для споров. Значит, к дебатам и обсуждениям нужно приступать в ускоренном режиме. Все так – вот только Германия ведет себя как-то неадекватно. Вот опять ее министр финансов не соизволил посетить последнюю встречу своих коллег, чтобы обсудить с ними вопросы банковского союза. Получается, что с одной стороны Берлин играет роль подушки безопасности в переговорах, а с другой — его нерешительность грозит пустить под откос основные амбиции проекта.
Банковский союз не терпит спешки. Если и можно в основе банковского союза, планируемого европейскими державами, вычленить единую идею, то это, несомненно, идея безопасности. Новые правила разрабатываются для обеспечения фактической стабилизации финансовых рынков и большей ответственности со стороны акционеров банков, чем налогоплательщиков. Союз призван обеспечить Европе большую защищенность в тех случаях, когда ЕЦБ сталкивается с неожиданными проблемами в балансах кредиторов – а это, по сути, уже произошло после проведения тестирования банков, в которых приняли участие 130 крупнейших финансовых структур еврозоны. Вот только самый главный германский финансист вместо того, чтобы заседать с коллегами, предстал перед журналистами и заявил, что то, что сейчас происходит, не совсем подразумевает безопасность. Уверениям Шойбле трудно не поверить, ведь до этого он провел 14 часов на переговорах, касающихся банковского союза, который многие считают событием не менее эпохальным, чем введение самой единой валюты. Остальные министры настроились на то, чтобы прийти к общему знаменателю уже к началу очередного саммита (то есть оставив себе буквально несколько дней), а Шойбле повторяет, что процесс может занять и несколько недель. То есть новый год Европа встретит без банковского союза.
Камень преткновения. Ориентир – неделя, или несколько недель. Как же возникла такая разница во мнениях? И только ли ошибки в расчетах Шойбле тому виной? Нет, отчасти вина германского министра финансов действительно присутствует – последние события это только один из примеров тактики Берлина по блокировке процесса обсуждения банковского союза. И вроде бы правительство Германии демонстрирует полную готовность к компромиссу по вопросу о том, кто будет ответственным за решения. Изначально такую ответственность на себя взвалит созданный для этого комитет, в который войдут представители национальных органов, официальные решения могут согласовываться с такими органами как Европейская комиссия. В особо спорных случаях может даже быть созван Совет Европы.
Спорные моменты. И вроде бы Берлин уже даже согласился с тем, что потребуется 10 лет на то, чтобы сформировать ликвидационный фонд в размере 55 миллиардов евро – именно он будет компенсировать решения надзорного органа о ликвидации банков. Вот только странам-участницам банковского союза опять нужно будет договориться – на сей раз о том, как эти средства будут собираться. Разногласия не замедлили возникнуть, а тут очередная сложность – собираемые деньги не будут доступными, пока не превратятся в официальный финансовый инструмент. И здесь-то скрыт еще один конфликтный момент между Германией и остальной Европой – первая продолжает категорически выступать против того, чтобы Европейский механизм стабильности использовался как заменитель тех самых «ликвидационных средств». Даже как временная мера – а вот другие страны подобное предложение одобрили. Однако согласие должно быть полным, и пока компромисс не найден, противостояние продолжается и «воз и ныне там».