Экономика Китая ждет перемен. А с ней весь мир
На выходные запланирована третья пленарная сессия Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. И несмотря на столь непривычное капиталистическому слуху название, мероприятие это и для мировой экономики, и для мировой геополитики является очень важным. Даже более важным, чем бесконечные сражения за бюджеты, новости от центральных банков и выборы, которые привлекают бесконечно много внимания финансовых рынков и СМИ. Основная причина такой важности – в перспективах Китая, ему сулят место крупнейшей экономики в мире и политической сверхдержавы.
Экономика Китая снова на распутье. Каждый раз с приходом новой власти в Китае исчисление пленумов начинается сначала. И так уж повелось, что третий пленум традиционно проводится через 12 месяцев после прихода этой самой власти к правлению. Причем уже дважды такой пленум был использован как повод для новых лидеров, чтобы изложить свои основные стратегии – те, которые они надеялись реализовать с укреплением власти. Так в 1978 году на таком пленуме Дэн Сяопин начал рыночные реформы, а 1993 году Цзян Цзэмин ускорил процесс демонтажа государственных предприятий и интеграцию Китая в мировую экономику – этот процесс был завершен в 2001 году, когда Китай присоединился к ВТО. Впрочем, исторические предпосылки – не единственный повод для пристального внимания мировых экономистов. Казалось бы – ну и что тут такого, что в какой-то стране сменилась власть и теперь она намерена рассказать о своих планах. Вот только Китай за последнее время стал не просто сильнейшим двигателем мировой экономики, но и крупнейшим источником экономических сюрпризов – как хороших, так и плохих.
Кто в глобальной экономике всех важнее? В 2009 году своей на удивление амбициозной программой экономических стимулов Китай, вероятно, сделал больше во имя предотвращения депрессии всем Вашингтон, Франкфурт или Брюссель. Прошлое лето было полно обратными действиями – когда китайские фондовые рынки отреагировали паникой на заявление Бернанке о сужении программы монетарного стимулирования. Впрочем, Китай винить трудно – соответствующим образом отреагировали многие страны. Хотя уроки из этого опыта сделали все и теперь пересмотрели свои прогнозы в сторону понижения глобального роста. Шутка ли – все крупные риски для роста глобальной экономики теперь сконцентрировались на неопределенности по поводу мощи Китая и других развивающихся экономик. С развитыми странами-то все ясно – Европа по-прежнему слаба, а восстановление Америки скорее разочаровывает, чем вселяет надежды.
Куда пойдет Китай? Что же тогда это мероприятие означает для Китая? Ввиду отдаленности от демократии или открытого общества встречи коммунистической партии не являются открытыми для СМИ или общественности. А потому правильные ответы на этот вопрос могут вообще появиться через несколько месяцев – а то и лет. Но ожидание накаляется. Председатель КНР на этой неделе заявил. что третий пленум будет предлагать план «всеобъемлющей реформы», которая видоизменит режим развития Китая и скорректирует экономическую структуру через «новый стиль индустриализации, урбанизации, технологии и модернизации сельского хозяйства». И премьер-министр этой страны уже, говорят, одобрил подробные выкладки, подготовленные правительственными мозговыми центрами – в них предусмотрено участи и Всемирного банка, и МВФ – все для преобразования экономики и двойного уровня жизни в Китае уже к 2020 году.