В течении недели Аргентину, похоже, ждет очередной дефолт. При этом поговаривают, что серьезное воздействие теперь может быть оказано не только на экономический рост самой страны, но и на рынки облигаций во всем мире. Ну, а пока суд США обязал Аргентину «непрерывно» контактировать со своими кредиторами – по крайней мере, пока те не согласятся на согласование деталей погашения долга. Вот только юристы Аргентины говорят, что вряд ли согласование будет возможно уже до конца месяца. А потому – дефолт. Или…
Как так вышло? Все началось с того, что Аргентина отказалась соблюдать предыдущее решение американского суда по удовлетворению требований всех кредиторов, в том числе и тех упрямцев, которые никак не соглашались удовлетвориться только частью возврата своих денег. Если бы инвесторы единогласно согласились на убытки или недополучение прибыли, не было бы ни этого суда, ни тех проблем, которые теперь стоят перед страной. Нет, все началось, конечно, намного раньше – с предыдущего дефолта, который и привел к формированию текущих проблем. Последнее решение в отношении Аргентины – с требованием оплатить претензии всех держателей облигаций только усугубляет ситуацию.
Интересно, что даже если Аргентина не станет выполнять предписанные ей действия, американские банки все равно смогут обратить платежи государства в пользу кредиторам. Правда, даже замораживание платежей ничего не дает – дата технического дефолта все равно наступает 30 июля, и это уже с учетом пропущенного срока 30 июня и возможности льготного периода. И если «не договорятся», то Аргентина просто-напросто снова объявит дефолт. И ладно бы, это касалось только ее саму или только держателей ее облигаций.
С чьей колокольни посмотреть. Итак, Аргентина платить по счетам не может — или не хочет. Выхода из сложившейся ситуации два – первый предполагает обращение к МВФ. Правда, помощь эта не всегда однозначна – фонд может спасти страну, а может только консультировать по поводу реструктуризации долга, особенно, если долг этот слишком велик, чтобы быть погашенным. Вот последний вариант и подразумевает согласие кредиторов на убытки, если полностью получить свои деньги они все равно не могут.
А есть еще вариант о равноправии контрактов облигаций – вот его-то как раз регулирует законодательство Нью-Йорка. Согласно ему держатели облигаций, даже согласившись на частичное получение средств, потом могут обратиться в суд с тем, чтобы им были выплачены все положенные деньги. Так же, как и тем, кто на компромисс не соглашался. Другими словами, такие законы сразу же ставят под сомнение возможность реструктуризации.
Долги Аргентины – и не только. А ведь еще есть рынок облигаций, где все взаимосвязано, где чем выше цена бумаг, тем ниже их доходность. Для многих стран это дало возможность недорого занимать деньги, торгуя своими облигациями. А теперь еврозона начала пытаться навязывать оговорки в условия покупки новых облигаций о коллективных действиях – если это получится, то при наличии большинства согласных на убытки остальным придется смириться с этим «по умолчанию». Стоит ли говорить, что облигации тут же подорожали.
Конечно, еврозона в своих оговорках имела в виду в первую очередь государственные облигации Греции. Однако главное – создать прецедент, а он как известно, является частью закона в странах общего права. К таковым относится и США, чей суд… Ну, вы помните, да? Осталось только дождаться чем закончиться эта ситуация с Аргентиной – дефолтом или все-таки принуждением «несогласных».