Аккурат семьдесят лет тому назад в мире произошло событие, которое никак не назовешь незначительным – оно изменило ход экономической истории навсегда. Конечно, праздновать юбилей вряд ли кто станет, хотя повод без сомнения есть (правда, не все его сочтут положительным). Семьдесят лет назад состоялась официальная «коронация» доллара в качестве мировой резервной валюты. И случилось это в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции.
Золотой стандарт как пережиток прошлого. Казалось бы, американская валюта и без того де-факто была языком международного обмена в течении определенного времени, однако это было неофициально. И вот принято решение выхода из нормативов золотого стандарта, предполагавшего привязку каждой валюты к золоту. И состоялось рождение новой системы, при которой доллар становился эквивалентом золота, определяя именно собой стоимость других валют. С тех пор мы живем в доллар-центрическом мире.
Когда трудно решить. Впрочем, куда менее известным является факт, что та самая доллар-центрическая идея была на конференции не самой популярной. И вообще она была принята чуть ли не в последний момент. А до того экономисты и чиновники, собравшиеся в Нью-Гемпширском отеле, никак не могли договориться о том, что именно поставить в Центр международной валютной системы. Да, они понимали, что так или иначе золото должно быть задействовано, однако второй золотой стандарт изобретать не было смысла.
Чем же было вызвано изменение мнения? Казалось, это был хитроумный американский план – реализовал его глава делегации Гарри Декстер Уайт. Подозревали даже сговор между Великобританией и Советским Союзом – и даже впоследствии был обнародован факт передачи информации. Правда, эти факты не были подтверждены документально, а потому многие по сей день считают их домыслом.
Американский доллар «вырос» благодаря британцу. Впрочем, кто бы и как не подозревал очередной заговор, изменения произошли практически случайно. Более того, человек, благодаря которому статус доллара неимоверно вырос, даже не был американцем. Знакомьтесь – Денис Робертсон, выпускник Тинити-колледжа (Кембридж), профессор экономики, подданный Великобритании.
Версий по поводу того, зачем Робертсон это сделал, было несколько. Так, к примеру, кое-кто считает, что это просто был маневр самозащиты. Индийцы и египтяне были в отчаянии от перспективы для Великобритании обеспечить британскому фунту стерлингов полную конвертируемость. И в панике они просто начали бы выводить свои деньги и конвертировать их, к примеру, в доллары. Англичанам такие перспективы совсем не нравились, так как они означали массовый отток капитала из Лондона. И Робертсон потому и предложил доллар, чтобы никто не сомневался в неизменности статуса фунта.
И лично проверил. Впрочем, вне зависимости от мотивации, факт остается фактом – поправка была предложена. Ее в ту же ночь обработала специальная команда, в состав которой входил и наш британец. Более того, Робертсон даже на следующий день не поленился проверить точно ли изменения были внесены во все документы.
Что было дальше всем известно. Мировая экономическая система стала больше полагаться на доллар. Впрочем, что бы изменилось, если бы не было того самого документа на Бреттон-Вудской конференции? Вероятно, несмотря на такое же отношение в мире фактически царил бы все тот же доллар, просто экономическая гегемония Штатов не была бы закреплена на бумаге. Впрочем, стоит повториться – даже если вы считаете, что та самая конференция 1944 года пошла на пользу американскому доллару, вам все равно придется помнить, что виновен в этом британец.