Кто такой Бенджамин Лавски или Насколько эффективны штрафные санкции для банков?
Еще один день – и еще один крупный штраф для европейского банка. BNP Paribas наконец-то присоединился к позорному списку финансовых институтов, которые регуляторы США наказали за плохое поведение. В этом списке уже находятся HSBC (2 миллиарда долларов за отмывание денег), Standard Chartered (300 миллионов за нарушение санкций против Ирана), Royal Bank of Scotland (еще 100 миллионов за аналогичный проступок) Credit Suisse (2,6 миллиардов за пособничество в уклонизме от налогов). Попал «под прицел» и Barclays – после того, как он заплатил штраф за участие в манипулировании межбанковской ставкой, его деятельность была названа «мутной водой» и частной торговой платформой для работы с акциями. Любопытно, что все эти случаи связаны с одним именем. Встречайте – Бенджамин Лавски, «смотритель» Департамента финансовых услуг, главного регулятора штата Нью-Йорк.
Кто с кем знаком… Имя Лавски сейчас, наверное, находится вверху списка ускоренного набора номера глав исполнительных комитетов каждой крупной финансовой структуры. Впрочем, так было не всегда – к примеру, исполнительный директор Standard Chartered признался, что о Лавски совсем ничего не слышал, пока его банк не был обвинен в тех самых нарушениях санкций. Впрочем, куда больше о Лавски знали американские СМИ – больше, чем глава пятого по величине банка Великобритании. О том самом Лавски, который про этот банк мог бы рассказать больше, чем все СМИ вместе взятые. Вот такой круговорот информации.
Кто кого защищает… Подход Лавски к своей работе от стиля работы европейских регуляторов отличается очень сильно. Все доказательства публикуются, а претензии подробны и зажигательны. При этом финансист не скрывает, что по его мнению штрафов как карательных мероприятий для банков недостаточно. Ведь корпорации по сути являются юридической фикцией, а потому существует острая необходимость сдерживать плохое индивидуальное поведение в корпорации. В твиттере Лавски вместе с размышлениями о перспективах американской футбольной команды – вспомогательные ссылки на те редакции, которые активно защищают европейские банки.
Для кого что важнее… Еще пара штрихов к портрету грозы европейских банков. Его доводы незыблемы. Атака членов четвертой власти против Департамента – не единственная попытка защитить BNP Paribas от обвинений, хотя его вина в нарушении санкций доказана. Практически вся правящая элита Франции посчитала, что наиболее актуальной экономической проблемой, стоящей перед их страной являются не медленный рост или высокая безработица, а защита во чтобы то ни стало банка, который слишком велик в масштабах Франции, чтобы французы могли позволить ему лопнуть в результате своих действий.
Несложно узнать что думает Лавски о проблеме наказания банков так, как они того заслуживают – финансист этого не скрывает, чем заслужил звание «жесткого полицейского на Уолл-стрит». Так, только Лавски не стесняясь интересуется громко спрашивать почему регуляторы настолько непродуктивно работают, что раскрытие финансовых нарушений все еще на низком уровне, хотя со времени кризиса прошло уже лет шесть, и за такое время можно было сделать выводы. А банки меж тем продолжают себя вести как ни в чем не бывало.
Штрафные санкции как эффективный довод. Является ли ситуация с BNP Paribas правильной в отношении последующих наказаний прочих финансовых структур? Сможет ли Бенджамин Лавски изменить саму культуру банков и их отношение к окружающим их факторам? Возможно, ведь громадный штраф влияет на эквивалент годовой прибыли и позиции капитала банков. Опять-таки, тому же BNP Paribas осенью придется проходить стресс-тесты – и баланс банка будет привлекать особое внимание. А значит, руководству придется теперь приложить большие усилия к исправлению ситуации. И, как надеется Лавски, это заставит их пересмотреть свой подход к политике банка.