Валютные войны – на пути к признанию
Глава ЕЦБ на минувшей неделе обмолвился, что укрепление курса евро потребует дальнейшего продолжения текущей финансовой политики. И ведь как интересно – он признает, что их подозревают в использовании центральным банком Европы процентной политики для манипулирования валютным курсом. Но ведь так и есть – еврозона является валютным манипулятором и признается в этом, нимало не стыдясь.
Кому нужны валютные манипуляции? Зачем финансовые структуры нарочно уменьшают стоимость своих валют? Ответ кроется в привлекательности экспорта для иностранных покупателей товаров, которые производятся в государствах тех самых обедненных валют. Такие товары становятся более доступными, а это означает рост продаж, и как следствие – более сильные экономические показатели.
И все всегда понимали (хотя и не всегда говорили открыто), что манипуляции с валютой являются частью итоговых целей слабой валютной политики. Так, к примеру, ФРС никогда прямо не утверждала, что своей целью поставила ослабление валюты за счет снижения процентных ставок. Однако сложно представить, что теперь она тайно не восхищается насколько популярным стал американский экспорт благодаря привлекательному валютному курсу.
Признаться честно и открыто. Нет, ФРС утверждает, что ее целью является создание более благоприятного климата для заимствований компаний и потребителей. При снижении процентных ставок есть надежда сделать более управляемыми расходы. А заодно появляется дополнительная мотивация взять денег в долг побольше, из-за низких сопутствующих затрат.
А вот с ЕЦБ другая ситуация – в первый раз глава подобной структуры (исключением можно назвать разве что Японию) вскользь говорит о том, что целью процентной политики являются все-таки манипуляции. Прецедент достаточно тревожный, и он предполагает, что окружающий нас мир может измениться, ведь такие действия станут приемлемыми чуть ли не официально. Впрочем, это неплохо освежает, ведь невнятные недомолвки это станет откровенной и четкой политикой, пусть и массово неодобряемой, однако проводимой государствами с целью поддержки местной экономики.
Валютные войны инвесторам невыгодны. Для инвесторов западней является то, что страны, выбирающие слабую валютную политику делают все, от них зависящее, чтобы раздуть экспортный сектор экономики. Вполне успешно такая политика прошла у США и их экспортных предприятий, одновременно она положительно сказалась и на секторе недвижимости, когда толпы иностранных покупателей просто «сметали» с рынка все, что предлагали по благоприятным обменным курсам.
Меж тем все те же инвесторы курсы валют используют как фактор, который учитывается при разработке инвестиционных стратегий на глобальной основе. Ранее считалось, что валюта не является основой при таких подсчетах, правда, это мнение слегка ослабевало, когда крупные компании, в том числе и производственные, зарабатывали огромные деньги исключительно на валютных курсах. А потому не стоит сбрасывать валютный фактор со счетов. Впрочем, что бы не решили инвесторы, им все равно придется учитывать активное участие центральных регуляторов в попытке девальвировать валюту во имя повышения экономики. Теперь это будет важным для определения траектории различных мировых валют при анализе фондовых рынков.
Теперь – официально? В принципе, глава ЕЦБ просто имел смелость сказать вслух все то, что и так все знали – валютой манипулируют, чтобы остаться на глобальном рынке. По сути подобные манипуляции являются единственной возможностью получения конкурентного преимущества на этом самом рынке. Вот, США обвиняют Китай в валютных манипуляциях. Вполне очевидной является и попытка Японии возродить экономику путем ослабления иены. А теперь и Европа открыто заявляет, что следует по тому же пути. Это теперь еще и валютные войны – и участвовать в них собираются, похоже, все.
One Comment