Долговой кризис в Европе не закончился
Как бы не старались некоторые европейские политики уверить всех, что кризис в Европе закончился (ну, или вот-вот завершится), предупреждения экономистов о том, что еврозона застряла в ловушке низких темпов роста и рисков долговой проблемы, остаются актуальными. Актуальными – но неуслышанными. Аксель Вебер, ранее возглавлявший германский Бундесбанк, отметил, что проблемы, лежавшие в основе кризиса, продолжают тлеть в регионах, и скорее всего именно поэтому рынок может столкнуться с новыми неприятностями. И уже в этом году.
Банки остаются проблемными Европа под угрозой и экономисты обеспокоены. Рынки улучшились, но не улучшилась экономическая ситуация для большинства стран. Поддержал коллегу и председатель UBS г-н Вебер – он заявил, что ЕЦБ своим стресс-тестом для банков возрождает все возможности возобновления кризиса в странах Средиземноморья. В настоящее время при оценке рынков не учитывают текущие риски, особенно на периферии. Ожидается, что, несмотря на политическое давление, некоторые банки не выдержат проверок, а потом наступит неизбежная реакция финансовых рынков. Профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф утверждает, что запуск евро уже сам по себе стал гигантской исторической ошибкой – самой большой за последнее время. И теперь для его функционирования требуется все большее единение финансового союза, создание фонда урегулирования. Однако руководители ныне существующего механизма стабильности почему-то отказываются предпринимать действия соответствующей направленности. Куда торопиться, ведь речь о том, что евро разваливается, больше не идет.
Демографический фактор. В своих действиях и намерениях политики не учитывают и другие факторы, характеризующие состояние еврозоны. Например, уровень молодежной безработицы. Причем если верить Рогоффу, то даже при самом лучшем развитии событий последствия этого молодежь будет ощущать на себе еще лет 5. По словам профессора, Европа бездумно разбазаривает свою и без того дефицитную молодость, столь остро необходимую для укрепления стареющего общества во время демографического кризиса.
Долговой кризис не закончился. Интересно, что несмотря на то, что у Европы имеется солидный опыт в технологиях законотворчества и верховенства закона (что для многих государств с формирующимися рынками является предметом зависти), она рискует потерять свое звание крупного игрока в мировой экономике. Если не понять скрытые течения происходящего, Европу ждет участь Рип Ван Винкеля, который проспал много лет и проснулся в совсем другом мире. Тем более, что многие экономисты полагают списание долгов неизбежным явлением, однако чем дольше лидеры будут стараться обходиться полумерами, тем большим будет ущерб, наносимый Европейскому сообществу. А ведь Италия, Испания и Португалия по-прежнему предельно уязвимы, и даже Ирландия «владеет» долгом в 125% от ВВП. И потому не стоит лидерам ЕС почивать на лаврах – восстановление слишком слабо, чтобы начали создаваться новые рабочие места, и все показатели на порядок хуже, чем были до кризиса.