Экономика Латвии больше никогда не будет прежней

Экономика Латвии больше никогда не будет прежней
Экономика Латвии больше никогда не будет прежней
По дороге из Петербурга в Валмиере (север Латвии), можно увидеть некогда богато убранную башню. Это все, что осталось от царской эпохи и усадьбы Valmiermuiz. Когда-то здесь варили традиционное латвийское пиво, чтобы удовлетворить жажду российских аристократов на их пути в Западную Европу. Если принять во внимание последние события, в частности, сначала вступление Латвии в ЕС, а теперь и принятие единой европейской валюты, то можно сказать, что тенденция изменилась – это Западная Европа теперь движется в сторону Valmiermuiz. Даром, что сама усадьба теперь – не более чем романтическая руина. Впрочем – пиво здесь варят и сегодня.

Владелец ставшей легендарной пивоварни Айгар Рунгис говорит, что евро придаст его бизнесу дополнительный импульс. Солод, хмель, пивоваренное оборудование – все это он закупает в Германии, так что до 1 января каждая закупка ингредиентов означала необходимость покупки евро. И подразумевала дополнительные расходы на конвертирование валюты. После того, как Латвия тоже станет использовать евро, необходимость в подобных расходах исчезнет. Айгар видит единую валюту как последний шаг в интеграции Латвии в Европу – подальше от господства России, которая, как он считает, оккупировала Латвию на протяжении большей части века.

Экономика Латвии только выиграет? Основным аргументом для большинства представителей бизнеса является экономический вопрос. Тот же Рунгис говорит, что в последние лет 5 было достаточно много дискуссий на тему будет Латвия девальвировать или не будет. Зато с евро девальвации можно не бояться, предприниматели смогут на равных говорить с банками и планировать свой бизнес. И вообще бизнес в Латвии теперь должен почувствовать себя куда стабильнее. И, как показывает общественное мнение, большинство латвийских предприятий с таким мнением согласны, полагая, что затраты по займам сократятся, а иностранные инвестиции, напротив – увеличатся.

Когда в июне Европейская комиссия объявила, что Латвия выполнила все экономические цели, которые приведут ее к евро, сразу стало заметно всеобщее одобрение такого улучшения экономического здоровья этой страны. Даже рейтинговые агентства подняли кредитный рейтинг страны на ступень, а правительство Латвии размечталось, что с принятием евро ее рейтинг поднимется еще больше, к категории «А». А это будет означать увеличение доверия – Латвия в еврозоне, это страна, которая на международных рынках сможет занимать более дешево. Неудивительно, что предприниматели надеются на то, что банки в бизнес-кредитовании также снизят процентные ставки.

К соседям за продуктам. И все же не все выступают «за» евро, как не все разделяют оптимизм правительства и бизнесменов. Так, по опросам, 58% латвийцев против смены валюты, и только 20% населения – за. В качестве примера противники единой валюты приводят латвийский пограничный город Валка – половина его находится в Эстонии, которая приняла евро уже три года как. И люди здесь «входят и выходят» из еврозоны каждый день, регулярно сметая продукты с полок в магазинах латвийской части города, ведь многие товары здесь дешевле. И в беседе с латышами эстонцы, пересекая невидимую границу еврозоны, все сплошь негативно отзываются о своих переменах. Да и то сказать – пока у латвийцев была собственная валюта, они могли рассуждать о какой-то независимости. Теперь же они свою автономию отдали добровольно и с радостью.

Кто пожнет плоды… А латвийское правительство продолжает твердить, что в Эстонии, мол, тоже сначала были все против, а теперь вот единая европейская валюта имеет самую широкую поддержку. На самом деле движущей силой вступления Латвии в еврозону был латвийский премьер Валдис Домбровскис. Принимая свой пост в 2009 году, он сделал все, чтобы тщательно следовать графику вступления его страны в еврозону – и таки успел, все по плану. Впрочем, стоит отдать ему должное – вместо того, чтобы девальвировать лат, как того требовало международное давление, он «привязал» его к единой валюте. И хотя в итоге пришлось проводить болезненную и противоречивую политику резкого сокращения заработной платы и всевозможных пособий, для самой экономики это пошло на пользу. И Домбровскис поразил своих критиков, сумев не просто выжить как политик, но еще и переизбраться на второй срок. Впрочем, воплощение своей мечты Домбровскис встретил уже не как премьер – осенью этого года в связи с трагедией, повлекшей гибель многих людей, он сам ушел с поста. Однако «дело его живет» — и с боем курантов Латвия перешла на евро.

newsmaker

Добавить комментарий