Экономика ЮАР – 30 лет спустя
Сейчас мало в какой стране о правлении того или иного политика говорят «эпохальное». Впрочем, то, что Нельсону Манделе удалось сделать в Южной Африке, трудно сравнивать с деяниями какого бы то ни было политика в Европе или Штатах. По сути, этот регион «до» и «после» Манделы просто нельзя сравнить. «До» — это апартеид, конец которому положило освобождение будущего реформатора из заключения в 1990 году. «После» — это начало движения в сторону примирения, оно ознаменовало превращение Южной Африки в единое общество с единой экономикой.
Стране требовался глобальный толчок, сильное движение, чтобы подтолкнуть транснациональные компании к инвестиционным вложениям. Это стало одним из поводов к прекращению апартеида. И когда это наконец случилось, Мандела стал лицом новой Южной Африки, символом роста страны во всех отношениях. Достаточно часто можно услышать фразу о том, что ЮАР – самый быстрорастущий регион в мире, уступивший в скорости развития только Азии. А ведь не так много лет прошло с тех пор, как главными вопросами региона были нищета и списание долгов.
Быстрый рост. Благодаря внеочередному сырьевому буму в минувшем десятилетии африканским странам удалось неплохо поправить свои дела, некоторые государства росли особо ускоренными темпами – по 5% ежегодно. Теперь же МВФ прогнозирует, что из 10 крупнейших динамично развивающихся экономик 7 расположены в Африке — Эфиопия, Мозамбик, Танзания, Конго, Гана, Замбия и Нигерия. Впрочем, смогут ли эти страны выдержать такой темп и впредь, будет зависеть от ряда факторов, в том числе и от того, смогут ли они провести индустриализацию и механизацию сельского хозяйства, используя средства от роста цен на сырьевые товары. И – как говорят аналитики – уже скоро можно будет узнать, достаточно ли эти страны сделали, чтобы приспособиться к следующему внеочередному, но, похоже, уже неизбежному сырьевому буму. Впрочем, самым примечательным является все-таки превращение самой большой страны в регионе – на одном из этапов существования в единое государство объединилась треть из существующих тогда полсотни африканских стран, расположенных к югу от Сахары.
Экономика ЮАР растет, растут и доходы. Еще лет 30 назад размер среднего дохода в ЮАР составлял около 5 тысяч долларов на душу населения, что автоматически относило страну к государствам с доходами «ниже среднего». К 2010 году этот показатель вырос вдвое, а в текущем году составил 13 тысяч долларов. И это послужило поводом к тому, чтобы добавить ЮАР к странам БРИКС, поставить ее в один ряд с Бразилией, Россией, Индией и Китаем. Для инвесторов, ищущих больших прибылей, Южная Африка стала популярным местом. Конечно, процесс проходит не без проблем, однако демонстрация Африки как одного из крупных игроков на мировом рынке уже состоялась.
Не без проблем… И все же Южной Африке еще есть над чем работать. Например, над безработицей, которая по разным оценкам составляет от 25% от 50% — отсутствие рабочих мест в этой стране является постоянной проблемой. Не исчезла полностью и проблема неравенства доходов – несмотря на все экономические усилия Манделы средний доход чернокожего африканца все еще составляет десятую часть от заработка белого африканца. А тут еще банки «распробовали» африканский рынок, рассматривая перспективы предоставления розничных услуг бедному населению Африки. Чем это может закончиться, можно представить.