Экономические реформы в Китае Ч.1

Экономические реформы в Китае Ч.1

В конце 80-х профессор Чикагского университета Роберт Алибер предложил (частью в шутку) теорию экономического роста – она предполагала, что в будущем каждая страна будет в течении 15 лет демонстрировать экономический рост. Конечно, профессор имел в виду те государства, которые одно за другим показывали чудеса, прорывы в своем развитии. Насколько профессор шутил, так и осталось тайной. Однако становится очевидным, что те десятилетия высоких темпов роста, кажется, остались в прошлом.

Лидерами стали не все. Впрочем, говорить, что за этот период все развивающиеся экономики сумели пробиться в «богатые» страны, было бы неправильным. Заметных успехов сумели добиться только Южная Корея. Тайвань и Чили (Япония не в счет, она уже к началу своего «чуда» была небедным государством). Вызвано это тем, что даже среди успешных экономик активный рост прерывался долговым кризисом, многолетним отрицательным ростом, «потерянным периодом» в виде слишком медленного роста или растущим долгом. Почему же кому-то удалось совершить прорыв, а кому-то нет? Самый очевидный ответ кроется в том, какие страны когда проводили нужные для роста реформы – кто успел в докризисный период, а кто и уже в период застоя, в любом случае доведенные до конца они позволили правительствам сбалансировать и реструктуризировать свою экономику таким образом, что она могла расти дальше. Если же «местные искажения», часто политического характера, мешали проведению экономических изменений, результат роста так и оставался посредственным.

Те самые искажения. У Китая сегодня все те же проблемы. Быстрый рост произошел за счет существенного искажения процентных ставок, заработной платы, валютных и правовых структур, а также от политического захвата выгод от экономического роста. Практически неизбежный результат был сильно искажен в национальном балансе, отмеченном растущим долгом и способности этот самый долг обслуживать. Теперь-то очевидно, что Китаю придется согласовать все эти искажения и восстановить их, что будет очень непросто.

Одним из наибольших дисбалансов в Китае является низкая доля валового внутреннего продукта от потребления. Это в полной мере отражает модель роста, которая при «выполнении» нормы сбережений подавляла рост потребления. Делалось это путем эффективной передачи богатства от сектора домашних хозяйств – в частности, за счет низких процентных ставок, недооцененности валюты и медленного роста заработной платы. Все – ради субсидирования и генерации быстрого роста. В результате оказалось, что рост китайской экономики невозможен без поддержания инвестиций на весьма высоком уровне. Более того. высокие темпы роста инвестиций в сочетании со значительным искажением цен (особенно в отношении стоимости капитала), привело к еще большим инвестициям, ставшими чрезмерными. А это спровоцировало неустойчивый рост долга.

Экономические реформы в Китае неизбежны. Теперь Китай уже не может замедлить рост этого самого долга и решить свои внутренние проблемы без того, чтобы увеличивать долю потребления ВВП. Если он этого не сделает, скорее всего его просто ожидает тот же кризис, от которого пострадали почти все страны, следовавшие аналогичной модели роста (в том числе и некоторые страны БРИКС). Ожидается, что это перераспределение будет происходить менее болезненным и более упорядоченным образом – и станет результатом шагов, предпринятых Пекином. Или станет болезненным и беспорядочным – как результат введения ограничений. В любом случае это произойдет – аккурат в соответствии словам Ричарда Никсона – «если что-то не может продолжаться вечно, оно прекратиться».

newsmaker

One Comment

Добавить комментарий