Ода инфляции. Ч. 1 На поле битвы – основные экономические теории
Говорят, что на войне генералы и адмиралы всегда ориентируются на последнюю войну, проектируя оружие и разрабатывая стратегии, которые по своей сути уже являются старьем, а не планами к будущей войне. Именно это подвело во время Второй мировой американцев, чья военно-морская стратегия была основана на линейных кораблях – правда, в военных действиях они оказались бессильными, ведь решающим оказалось наличие у противников авианосцев и эсминцев. С экономистами картина, похоже, та же – они склонны беспокоиться о последней крупной национальной экономической проблеме, видя везде ее регенерации, совершенно не стараясь взглянуть на данные и экономические условия объективно, и тем самым выпуская из виду новые проблемы, требующие совершенно новых подходов.
События и выводыЕсли продолжит аналогии, то, например, для американских экономистов, Великая депрессия была тем же, что Вторая мировая для – проблема была настолько большой, что требовала полной переоценки традиционного мышления. И когда и депрессия, и война закончились, идеи, которые за это время родились, стали новой основой для нового мышления. Военные поняли важность военно-воздушных сил, которые легли в основу холодной войны – правда, они оказались совершенно бесполезными при партизанской войне во Вьетнаме. Экономисты из Великой депрессии вынесли вывод, что легкие деньги и финансовые стимулы вполне могут стимулировать экономический рост. Докризисная классическая экономика была основана на жестко сбалансированном бюджете, требованиях правительства и золотом стандарте, которые не был предоставлен на усмотрение денежных властей.
На поле бояНовые экономические взгляды стали ассоциироваться с теориями британского экономиста Джона Кейнса, который дал свое имя целому экономическому течению. Сторонники же классической экономики отошли на обочину экономической дискуссии, правда, он все равно не ушли. В 50-60х они продолжали вести борьбу с кейнсианством, уверяя, что истина классической экономики все равно воссияет. Классические экономисты полагали инфляцию ахиллесовой пятой своих оппонентов. Во правде сказать, кейнсианцы были действительно весьма уязвимы в том вопросе, полагая, что инфляция – это не такая ужж и большая цена, чтобы ее заплатить за снижение уровня безработицы. Правда, с течением времени приверженцы теории как-то уж совсем далеко отошли от того, что говорил сам Джон Кейнс. Да и экономические условия достаточно серьезно отличаются от тех, которые были во время Великой депрессии. Но сами экономисты твердо стоят на своем – на следовании тем правилам, которые так замечательно сработали в 30-40х годах минувшего века. По сути все их верования сводятся к так называемой кривой Филипса, которая демонстрировала извечный компромисс между инфляцией и безработицей и в итоге управляя одним из факторов, можно было влиять на второй. А политикам оставалось только решить, что на тот или иной момент было боле важным для избирателей – инфляция или безработица.
Основные экономические теории об инфляцииК сожалению, в политической предвзятости почти всегда преобладал интерес в сокращении безработицы, а это постоянно стимулировало рост инфляции. О причине же инфляции экономисты также не смогли договориться. Кейнсианцы, чья точка зрения была сформирована опытом Великой депрессии, в которой самой большой проблемой были дефляция и падение цен, недооценивали роль Федеральной резервной системы и ее политики в формировании инфляции. И именно это привело к контратаке со стороны классических экономистов, которым к 1980-му году удалось практически свергнуть оппонентов с их пьедестала, утверждая, что у инфляции на самом деле всего лишь одна причина – чрезмерный рост денежной массы, который создавала ФРС. Недостаточное количество денег сломало хребет инфляции и идея связывания рук главной финансовой структуре страны завоевала такую же популярность, как и в свое время золотой стандарт.