Новые правила регуляторов — теперь не только в Европе

Новые правила регуляторов - теперь не только в Европе
Новые правила регуляторов — теперь не только в Европе
Что является итоговой целью банковских регуляторов? Повернуть обстоятельства так, чтобы в случае необходимости налогоплательщикам не пришлось бы выбирать между глубокой рецессией и спасением убыточных финансовых фирм. Правда, то, что регуляторы предлагают банкам на практике для большинства из них является очень сложным – особенно те части Базельских договоров, в которых указывается сколько у банков должно быть активов и какими могут быть способы хранения этих активов. Меж тем у каждого подхода имеются свои недостатки, да и текущая база стала уже слишком сложной.
Почему снова зашел об этом разговор? Потому, что не далее как на этой неделе американская ФРС выставила на голосование новые правила, регулирующие Нормативы минимального собственного капитала банка по отношению к его активам. Все снова сводится к тем же самым Базельским предписаниям. Полный текст документа. Изготовленного специалистами ФРС «уместился» на 972 страницах и мало кто читал его полностью. Правда, ФРС, очевидно, такой поворот событий предвидела, поэтому вместе с самим документом представила и его «краткий конспект». И ведь это еще не все – через неделю свои собственные правила должны будут представить Федеральная корпорация страхования депозитов и Управление по контролю за денежным обращением.

Итак, банкам теперь придется следить за большим количеством соотношений. Ко взвешенным по риску активам их собственный капитал, вложенный в обыкновенный акции, должен составлять не менее 4,5%. К тем же активам отношение общего капитала уровня 1 — 6%, просто общего капитала – 8%. К средним консолидированным активам отношение капитала 1 уровня должно составлять не менее 4%. Те же банки, которые Базельским соглашением получили термины «передовые», должны будут выделить еще и отдельную долю заемных средств – 3%. Вкратце суть правил состоит в том, что капитал, соответствуя им, сможет абсорбировать свои убытки без необходимости реструктуризации банкротства или сложных долгов. Больше возмещения будет означать и меньшие субсидии на тех, кто «слишком велик, чтобы обанкротится». И вроде бы все правильно.

Однако самим банкирам то, как им придется компенсировать заемные средства, совсем не нравиться. Они утверждают, что каждое увеличение требований капитала ограничивает рост кредитования и тем самым сдерживает экономическую активность. Кто-то из экономистов говорит, что банки пытаются подтасовать сведения. А кто-то. напротив, уверяет, что сокращение банковских долгов вызовет увеличение денежной массы, а это в свою очередь, приведет к росту государственного долга. Политики же озабочены другим – сколько акций нужно выпустить, чтобы защитить налогоплательщиков от ошибок, сделанных финансистами. Здесь, правда, нет другого ответа кроме как соотношение капитала к активам в размере 100% — и это было бы лучшим способом обеспечения стабильности экономики.

Правда, политиков такие радикальные меры пока не прельщают. Вместо этого они предпочитают снова ограничиться несколькими «настройками», которые все же будут максимально близко к действующей финансовой системе. Может потому, что политики пока еще искренне верят аргументам банковских апологетов, которые так любят поговорить о неоднозначных «компромиссах» между стабильностью и ростом. Или просто потому, что на многое политики смотря через призму утверждения, что идеальное враг хорошему. Как бы то ни было именно результатом их нерешительности и стал сложный беспорядок, который известен как Базельское соглашение.

newsmaker

Добавить комментарий