Банковский союз снова не состоялся
Лидеры Европейского союза так и не смогли договориться о том, как предотвратить возможные колебания рынков. С остановкой переговоров упали облигации еврозоны – начиная с Италии и Испании – а министры 27 стран, входящих в единый политический блок, не пришли к единому мнению. Итак, на повестке дня – создание единых правил банковской деятельности. Основной вопрос – назначение «виноватых» в случае выявления проблемных банков. Виноватые и будут это все «расхлебывать» в полном соответствии с правилами по санации и восстановлению банков. Правда, сами правила пока еще не приняты.
Банковский союз под угрозойБольше всех волнуется, кажется, германский министр, который призывает не успокаиваться на том, что сейчас рынки спокойны. Нужно быть готовыми к любой неожиданности – таков лейтмотив заявления Шойбле. Отказ европейских лидеров двигаться вперед, к созданию банковского союза, детали которого были, кажется, согласованы еще год назад. Только подчеркнул то разочарование, которое преобладает в процессе преодоления кризиса уже четвертый год. А тут уже тряхнуло глобальные рынки в связи с опасениями по поводу сокращения Америкой мер стимулирования. Европейцы же надеялись на то, что все так и будет оставаться спокойным.
Греция тому виной?Потенциальное препятствие к согласию возникло в Греции, где на глазах разваливается коалиция. Между греческими политиками произошел спор по поводу закрытия одной из государственных телекомпаний, и теперь количество мест в парламенте, занятых сторонниками премьера, сокращается. А тут еще единая валюта продолжает снижаться по отношению к доллару. А вот облигации напротив, «пообещали» принести своим держателям несколько большую прибыль.
Консенсус не найденИтак, переговоры о банковском союзе провалились – камнем преткновения стал вопрос о том, на чей счет будут отнесены списания, если банки не выполнят свои обязательства. Нет, министры продолжают надеяться на то, что компромисс будет найден, однако как сказал представитель Ирландии – нет никаких гарантий, что это вообще произойдет. Основная цель банковского союза состоит в том, чтобы позволить фондам срочной помощи проводить рекапитализацию банков напрямую, а не отягощать и без того проблемные структуры состоянием долга. Тем самым будет завершен цикл взаимного заражения банковских и суверенных долгов и будет найден выход из кризиса.
Тест на довериеКроме прочего премьер Ирландии назвал концепцию банковского союза испытанием на доверие. И то, что движения вперед пока что нет является для всех плохим сигналом отсутствия и авторитетов, и доверия. Ведь прежде чем строить какие-то планы на будущее, нужно разобраться с должниками текущими. А тут – в Греции на глазах рушиться действующее правительство. Соратниками правящей партии уже отозваны два министра – и все потому, что в компании, которую намереваются закрыть, работало более 2,5 тысяч человек. А вместо нее открою что-то гораздо меньше трудоемкое. И вообще – теперь коалиция в 300-местном греческом парламенте занимает только 153 места, что делает ее положение весьма хрупким. И, может, никто бы не обращал на это внимания, однако для Греции приближается период получения очередной помощи – и ЕС призвал должников двигаться вперед в своей экономической перестройке. А тут – призрак политического кризиса и очередной виток истории о выходе Греции из единой валютной зоны. Неудивительно, что на этом фоне министры спокойно рассуждать о банковском союзе не смогли.
Политическая ответственностьКомиссар по валютным вопросам уже заявил, что Греции сейчас было бы лучше, если бы все сконцентрировали свою энергию на реализацию программ. Он обратился к чувству политической ответственности всего греческого народа и политических лидеров. Ведь для того, чтобы обеспечить стабильность, сосредоточиться нужно на политике, а не на политиках. И без того на всех европейских рынках сейчас заметны волнения, вызванные заявлением ФРС о сокращении программ стимулирования. Однако европейцы уже поняли, что если просто взять и списать все те деньги, которые раздаются в виде поддержки, то все бремя разрешения кризиса снова ляжет на плечи европейских правительств. А им этого совсем не хочется.