Британия проблемы еврозоны разделить не готова

Британия проблемы еврозоны разделить не готова
Британия проблемы еврозоны разделить не готова
Конечно, история не знает сослагательного наклонения, да и что толку гадать, что было бы если… Впрочем, говорят, что иногда подобные упражнения могут привести к занимательным результатам. Прошло уже немало лет с тех пор как утихли споры в отношении 5 тестов Гордона Брауна – тех самых тестов, благодаря которым в Великобритании фунт так и остался национальной валютой. И вот теперь британские экономисты решили пофантазировать на тему что было бы, если бы тогда, более 10 лет назад на территории британских островов царствовать стала единая европейская валюта.

Если бы…Судя по всему 5 тестов Брауна, который на тот момент занимал пост министра финансов, стали величайшей победой – за счет применения дисциплинированного экономического анализа вопрос о том, готова ли Британия стать частью еврозоны, был решен совсем не так, как этого хотел правящий на тот момент премьер-министр. Тесты рассматривали вероятное развитие событий в разных секторах экономики, и по всему выходило, что в едином валютном пространстве Лондону делать нечего. У Блэра на тот момент было другое мнение, ему-то как раз о еврозоне мечталось больше всех. Правда, к моменту публикации тестов у британского премьера (да и не у только него одного) появился другой интерес – Ирак, и спорить с результатами тестов и отстаивать свою точку зрения по поводу входа в еврозону он не стал. Так и получается, что в какой-то степени Брауна можно назвать спасителем Британии. И все-таки – если на минуту представить, что история пошла в другом направлении? Что тесты были проигнорированы, а политический идеализм привел Великобританию в объятия единой европейской валюты…

Проблемы еврозоны – проблемы БританииНа секунду давайте представим, что Великобритания «подогнала» свои стандарты, а Европа в чем-то ей еще и уступила и в таком случае аккурат к 2006 году туманный Альбион стал полноправным членом еврозоны. Первым непосредственным эффектом стало бы подстегиваемое непомерное кредитование. За сим бы непосредственно последовало раздутие банков, большее, чем было при экономическом спаде Балтии. Результат – еще большее ухудшение государственных финансов, чем то, которое и так произошло на фоне высоких процентных ставок. В качестве колониальной периферии еврозоны Британия очень быстро скатилась бы в дефляцию и депрессию, при этом никакой помощи для облегчения ее участи, скорее всего, бы не последовало. И кто знает, оказавшись по разные стороны переговорного стола с Великобританией, стал бы ЕЦБ искать более прогрессивных подходов к проблеме. Хотя как показала практика, даже адаптации Центрального банка к текущим проблемам оказалось недостаточно. Никто в Европе просто не был готов оказать помощь в тех масштабах, в которых это потребовалось.

Без вариантовВ любом случае Великобритания очень скоро покинула бы единую зону. Невозможно представить, что такая сложная и крупная экономика мирилась бы с тем, чему подвергают сегодня периферии еврозоны. Однако результаты такого ухода предсказать не решается никто. Ведь и сейчас говорят, что было бы неплохо взять, и вернуть европейским державам их суверенные валюты – результат таких действий был бы однозначно положительным. Вот только экономических проблем такие действия добавили бы в чудовищном размере, и еще неизвестно каким бы был финал. Интересно, что Великобритания была, пожалуй, единственным членом ЕС, кто потрудился перед принятием столь ответственного политического решения провести фундаментальный анализ на предмет его последствий. Причем судя по тому, что сейчас можно наблюдать в единой валютной зоне, она вряд ли передумает, ведь тесты изначально было нападением на саму концепцию евро – и хотя переговоры с Великобританией по поводу ее статуса периодически возобновляются, с тех пор ничего не изменилось.

newsmaker

Добавить комментарий