Британская экономика – парадоксы и их объяснения
Как известно, страны развивающиеся нередко проходят тот же путь, который до них прошли их более развитые соседи. И проблемы нередко возникают те же, только несколько позже. Неудивительно, что и россияне с интересом наблюдают за происходящим сегодня в Европе. А в Европе что-то неладное начинает происходить со средним классом – тем самым, который является столпом экономики и показателем ее здоровья. Наряду с этим возникает беспокойство и по поводу достоинств гибких рынков труда – в теории они должны были сделать западную экономику более производительной, а людей более богатыми. Правда, это только в теории.
Затяжной спадНет, на практике экономисты, безоговорочно защищавшие гибкие рынки, все так же не сомневаются в их положительных экономических эффектах. Однако беспокоиться об их распределительных и политических последствиях уже начали. С одной стороны такие рынки могли бы в целом помочь экономике вырасти, однако вместе с этим они вносят свой вклад в «размывание» прослойки среднего класса.
Наверное, поэтому одна из недавних работ двух экономистов из Центра изучения экономических показателей при Лондонской школе экономики стала чуть ли не бестселлером. Риннен и Пессоа сумели разгадать две значительные тайны о том, почему экономические показатели Великобритании за последние 5 лет – такие, какими они есть. Тем более, что фоном для обеих тайн стало то опустошение, которое в Британии наступило в ее негабаритном банковском секторе. Так, Риннен говорит, что столь длительное сокращение экономики его страны уже можно сравнивать с катастрофой – такой длинной депрессии Британия не знала уже лет 100.
Британская экономика – сплошные тайныСобственно, можно было бы, объяснив плохими экономическими показателями Лондона мрачность его политики и цветущий буйным цветом национализм – и на этом остановиться. Однако история приобретает несколько загадочный оттенок, если попытаться рассмотреть процессы, происходящие внутри самой экономики. Учитывая длительную рецессию, экономисты вполне справедливо предполагают рост безработицы – и она растет, хотя как говорит Риннен, не так намного как могло быть и не в таких трагических масштабах как это происходит, например, в США. В Штатах, кстати, экономический спад не был столь продолжительным, поэтому когда речь заходит о рабочих местах, Великобританию можно назвать лидером. Загадка? Впрочем, вторая тайна куда менее весела – в то время как занятость держится на относительно неплохих уровнях, производительность резко упала, демонстрируя непредвиденные отклонения от докризисной трендовой линии. На сегодня объем производительности снизился на 12% ниже, чем прогнозировали. Почему так вышло? Британцы стали более глупы?
Во всем виновата… гибкостьЕдинственным ответом на оба этих вопроса экономисты называют гибкие рынки труда. В отличии от предыдущих экономических спадов сегодня в британской экономике рабочая сила куда менее защищена. В результате все происходит по схеме классической экономической теории – рынок труда более успешен при сокращающейся экономике. Хорошие новости? У них имеются негативные стороны – гибкость на британском рынке труда крылась в заработных платах, которые, кстати, сохранились в куда лучшем состоянии, чем сама экономика в целом. Нет, зарплата, конечно же снижается – ведь именно это подразумевают гибкие рынки – зависимость от внешних обстоятельств. И для тех, кого это снижение коснулось, это будет «плохой новостью», однако в целом у людей есть работа – и экономисты считают это хорошим показателем.
2 Comments